Наименее устойчивы индивидуально-личностные характеристики детей и подростков. Недостаточно контролируемы в силу избыточной эмотивности некоторые особенности, отражающие амбициозность и самонадеянность, у 16 - 20-летней молодежи. Поэтому данные методики СМИЛ, обрисовывающие достаточно объективную картину осознаваемого Я человека, необходимо сопоставлять с тем, что обнаружат невербальные тесты, направленные на выявление неосознаваемых тенденций. Однако, получив такой многосторонний портрет индивидуально-личностных свойств, вправе ли мы считать полностью изученной сложную структуру того, что в целом называется словом личность? В этот момент становится как никогда актуальным тот аспект психической индивидуальности, который напрямую связан с усвоенным социально-историческим опытом своего этноса, своего социального окружения и тех морально-нравственных критериев, которые являются основой любого конкретного сообщества. При индивидуально обусловленном тропизме к тем или иным видам деятельности, к определенным ценностям и к кругу общения человек реально может обратиться лишь к тем из них, которые ему доступны, о которых ему что-либо известно, которые его окружают. С учетом интериоризированных социальных установок и культурно-исторического опыта, почерпнутых индивидом в его окружении, психолог формирует целостную картину личности.
Многие современные ученые отрицают возможность включения в структуру личности ее адаптивных реакций. В то же время именно адаптация к реальным условиям окружающей среды и формирует личность, выявляя ее индивидуальный стиль. Сперва это лишь примитивные реакции защитного характера, проявляющиеся как свойства врожденного темперамента. Затем набор привычных форм реагирования во взаимодействии с ближайшим окружением формирует характер. Уже на этом уровне развития личности задействованы индивидные свойства- индивидуальный стиль познавательной деятельности, мотивации, эмоций и межличностного поведения, то есть те базовые свойства личности, обусловливающие индивидуальность человека, которые мы называем ведущими тенденциями. Более высокие уровни личности и социальная направленность человека также формируются и закаливаются в борьбе за собственную самореализацию с сопротивляющейся окружающей средой независимо от того, какая общественная формация структурирует тот социум, в котором живет конкретный человек. При этом адаптивные механизмы, проявляющиеся как динамичный индивидуально очерченный паттерн личности, составляют форму проявления личности в разных ситуациях. Содержательная сущность личности - иерархия ценностей, образовательный уровень, профессиональная и общественная деятельность - также в значительной степени зависит от тех стилевых индивидуально-личностных характеристик, которые представители фундаментальных подходов в психологии несколько пренебрежительно относят к категории сугубо эмоционально-динамических свойств.