Реакция на стресс: тормозимые тенденции и неуверенность, блокировка действий, резкое снижение настроения и жизненного тонуса, реакция тревоги и чувство страха сочетаются с импульсивностью и склонностью к рискованным поступкам, а также с элементами демонстративности. Нерезко выраженная иррациональность.
Защитные механизмы: оттормаживание эгоистических потребностей ради сохранения бесконфликтных отношений с окружением. Ограничительное поведение, сужающее диапазон активности. Временами проявляется тенденция к уходу от общественной активности в мир субъективно-значимых интересов. При этом остается чувство уязвленного самолюбия в связи с нереализованными намерениями. Уход от реальных проблем. Стремление дать ситуации свое собственное объяснение, не всегда совпадающее с общепринятым.
Тип восприятия: вербально-аналитический когнитивный стиль, повышенная рефлексивность, тенденция к преувеличению имеющихся проблем. Склонность к застреванию на мелочах и повторной перепроверке сделанного, чтобы избежать ошибки. Неустойчивость уровня активного внимания. В известной степени проявляется также целостный, интуитивный тип восприятия. Отмечается умение оценить юмор.
Ведущие потребности: в глубокой и постоянной привязанности, в понимании и сочувствии, в ограничении контактов и избегании конфликтов, а также в сохранении собственной индивидуальности. Стремление к общению с близкими по интересам людьми. Не реализована потребность в более прочной социальной позиции.
Коррекционный подход: повышение у обследуемой самооценки и уверенности в себе. Социотренинг или аутогенная тренировка. Необходимо сочувствие, снятие напряженности. Воздействие возможно лишь через преодоление закрытости, эмпатийность. Директивные методы могут усугубить трудности адаптации. Дезактуализация накопившихся обид.