4. Шкалы достоверности
Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это шкала «лжи»- L, шкала «достоверности» - F и шкала «коррекции» - К. Кроме этого, имеется шкала, обозначенная вопросительным знаком, - «?». Шкала «?» регистрирует количество утверждений, на которые испытуемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы «?» значим, если превышает 26 сырых баллов, так как цифра 26 соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений, сопровождающихся в опроснике ремаркой: «Номер данного утверждения следует в регистрационном листе обвести кружочком». В диалоге с компьютером обследуемому следует дать индифферентный ответ «Не знаю». На экране появится соответствующая подсказка. Если показатель шкалы «?» выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 36 - 40 с.б. допустима; результаты от 41 до 60 с.б. свидетельствуют о выраженной настороженности обследуемого.
Правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижают недоверие и скрытность, отражающиеся на росте незначимых ответов. Шкала L включает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале L (70 Т и выше), то есть более 10 с.б., указывают на умышленное стремление приукрасить себя, «показать себя в лучшем свете», отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку, - способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или «утопленным». Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60 - 69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречаются редко. Умеренное повышение L - до 60 Т - отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.