где 50 - это линия «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение); Х - это полученный итоговый сырой результат по определенной шкале; М - эмпирически выявленная медиана, то есть средненормативный показатель по данной шкале; σ - сигма, величина среднеквадратичного отклонения от нормы, обнаруженная в процессе стандартизации. Для базовых шкал все эти данные уже учтены и соотнесены с Т-баллами на профильном листе. Для дополнительных шкал показатели T-баллов вычисляются по приведенной выше формуле с использованием данных о среднестатистических показателях медианы
и сигмы, полученных в результате рестандартизации методики. Эти данные следует искать в Приложении, где также приводятся опросники - мужской, женский и подростковый, образцы профильных листов (мужской и женский), а также регистрационный лист и ключи к базовым шкалам. Практическое освоение методики проходит значительно быстрее и легче в процессе обучения, которое систематически проводится на базе Института прикладной психологии в виде курсов повышения квалификации и в виде индивидуального консультирования специалистов-психологов, врачей, социологов и педагогов.
Как уже сказано, разброс показателей в пределах от 30 до 70 Т определяет «коридор нормы». Однако опыт показал, что распределение количественных показателей в данном тесте неравномерно и так называемая «гауссова кривая», отражающая закономерности этого распределения, носит характер «неправильной». Это проявляется отсутствием симметрии повышений-понижений пиков профиля в «коридоре нормы». При наличии же признаков заостренных свойств личности и иных отклонениях от нормы мы чаще наблюдаем повышение показателей теста. Понижение профиля, как правило, количественно менее выражено и чаще связано с установкой испытуемого лица на гипернормальные ответы - так называемые «утопленные» профили (когда показатели большинства шкал находятся ниже 50 Т и лишь одна-две шкалы - в пределах 52 - 55 Т). Вся процедура обсчета данных требует аккуратности, точности и внимания. Лучше всего, когда у психолога есть возможность переложить эту рутинную работу на компьютер. Разработанные автором руководства компьютерные версии теста полностью освобождают психолога от всяких обсчетов. Профиль высчитывается автоматически после ответов обследуемого в диалоговом режиме и изображается в виде графика. При этом интерпретирующая часть программы такова, что помимо предоставления всестороннего портрета личности она даже начинающего психолога застрахует от серьезных ошибок, поможет дать конкретные рекомендации разного плана, в зависимости от сферы и задач использования методики, а также послужит надежным инструментом в научно-исследовательской работе (см. раздел «Компьютерная версия теста СМИЛ»).