В поле зрения психолога чаще всего попадают акцентуанты. Если не принимать во внимание это подтверждающееся самой жизнью явление, то высокий профиль данной методики может послужить поводом для отсева (к примеру, кадрового) такого человека, а отобранные кандидатуры со статистически нормативными профилями будут включены в группу перспективных, психически устойчивых, рекомендуемых для той или иной деятельности лиц. Однако позже может оказаться так, что эти абсолютно нормальные люди ни пороху не выдумают, ни творчески себя никак не проявят, потому что у них «психология обывателя» и все выходящее за пределы прагматичной полезности (что не «для себя») их не интересует. И неудивительно, что такое понимание нормы вполне устраивает американцев, которых, по мнению писателя Н.А. Анастасьина, «не интересует что-либо другое, помимо того, что можно взвесить, оценить или измерить».

Прежде чем менять что-то в математической модели методики, следует сперва понять, догадаться, с чем связано изменение того или иного фактора, уловить на основании обобщенного опыта смысл явления, предвосхитить его новую суть, обосновать социально-психологическую закономерность возникновения, а затем уже доказывать статистическую достоверность обнаруженного феномена.

Таким образом, опыт показывает, что к вычислениям и статистическим процедурам следует относиться с уважением, но не переоценивать их значения и иногда даже соблюдать большую осторожность.

К осторожности в применении методов математического анализа призывают нас известные в этой области специалисты. Они пишут о том, что «явления, составляющие предмет гуманитарных наук, неизмеримо сложнее тех, которыми занимаются точные науки. Они гораздо труднее поддаются формализации» (Н. Грекова, цитируется по Е. Сидоренко). «В психологии нет собственных единиц измерения, которые можно было бы соотнести с психическими феноменами, … хотя математика, несомненно, систематизирует мышление и позволяет выявить закономерности, не всегда очевидные»3. Естественно, что для начинающего специалиста формализованные показатели служат опорными пунктами, той линией отсчета, с которой он берет старт, опираясь на созданные разработчиком теста опыт и знания, тем самым оберегая себя от грубых ошибок. Но что касается полной и достоверной оценки личности, то я бы не сводила психодиагностику только к психометрическим критериям.